Что такое хороший интранет?
(Часть 2)

Каждый сотрудник организации может быть охарактеризован с двух совершенно независимых точек зрения. С одной стороны, всех интересуют его профессиональные качества и навыки, приобретенные им в Университете, на различных тренингах, а также с опытом. Но, с другой стороны, не менее важным оказываются его персональные качества: честность, готовность к сотрудничеству, доброжелательность. Если профессиональные качества приобретаемы (им можно научиться), то персональные, по-видимому, даются человеку от рождения.

Не так редки случаи, когда человек наделен одними качествами и при этом начисто лишен других. Не работали ли вы вместе с каким-нибудь очень талантливым программистом, который в жизни вел себя как пещерный человек? Или, наоборот, с очень хорошим человеком, профессиональные навыки которого не позволяли ему себя реализовать?

Также как и человека характеризуют с разных сторон (профессионализм и человечность), так и Интранет можно оценивать с двух независимых позиций: его функционал и его так называемые «фундаментальные качества». Интранет с огромным функционалом может быть испорчен некудышным дизайном. Или наоборот.

Независимо от набора функций, любое интранет-решение должно обладать следующими качествами:

Ориентация на пользователя, а не на технологию.

Проектирование, ориентированное на пользователя основано на принципе, что никогда технология не должна превалировать над бизнес-логикой. К сожалению, многие разработчики в погоне за самыми современными технологиями забывают, для кого они все это делают. Вместо того, чтобы думать, насколько их продукт будет полезен потребителю, они увлеченно ищут ответ на вопрос, насколько они могут использовать новые технические решения, и насколько от этого повысится их профессиональная квалификация.

Такой тип проектирования, который я бы назвал эгоистическим, где во главу угла ставится технология, больше нужен самим разработчикам, а не потребителю Интранет-решений. Ведь пользователю наплевать на технологию. Он вряд ли отличит Drupal от Joomla, а .NET от Java. И если разработчика в основном заботит техническая сторона дела, пользователя интересует функциональность и удобство.

Легкость использования и администрирования любым сотрудником

В Интранет важна легкость, с которой он наполняется контентом. Чем меньше сотрудники будут заморачиваться с CMS, тем больше они смогут сделать. Но если для того чтобы добавить новую запись или отредактировать старую им нужно постоянно “бороться” с системой управления контентом из-за слишком сложного интерфейса, то для чего все это нужно?

Глупо думать, что те, кто будет наполнять интранет-портал контентом, будут настолько же подкованы в техническом отношении, как проектировщики. То, что кажется простым и интуитивным разработчику, простому пользователю может показаться абсолютно непонятным и неочевидным. Даже если предположить, что обучение пользователей сможет исправить ситуацию, все равно проектировщик должен стремиться к максимальной простоте.

Абсурдная ситуация: чем сложнее и более «продвинутое» интранет-решение, тем более неохотно пользователи готовы использовать его в повседневной жизни. Скорее всего, они будут воспринимать его, как обузу, мешающую заниматься основной работой.

Эстетичность

Это кажется очевидным. Чем более красивым будет интранет-портал, тем охотнее его будут использовать. Кто сказал, что интранет, поскольку он используется в бизнесе, должен обязательно быть скучным!

Дизайном ни в коем случае нельзя пренебрегать. Нельзя забывать о гармонии формы и содержания.

Качественный контент

Контент — это главное, для чего вообще нужен интранет-сайт.

Качественный контент должен быть:

  • В тему. Сотрудник, отвечающий за наполнение контентом, должен сам фильтровать информацию, выделяя ту, которая нужна его коллегам. Иначе множество лишней информации может затруднить поиск необходимой.
  • Регулярно обновляемым. Ничто не может так быстро убить интерес к внутреннему сайту, как «застывший на веки веков» контент.
  • Своевременным. Недостаточно, чтобы контент регулярно обновлялся. Не менее важна актуальность информации. Устаревшая информация никого не интересует.

Эффективная навигационная система

Навигационная система — важная часть интранет-портала. Это то средство, с помощью которого пользователь внутреннего сайта перемещается с одной страницы на другую. Существует множество способов, как сделать навигацию качественной. В любом случае, навигация должна быть:

  • Интуитивной. Не нужны никакие объяснения и инструкции, как пользоваться хорошей навигационной системой. Все должно быть понятно и так. Нельзя делать спрятанные кнопки, надписи на которых появляются, только когда над ними оказывается курсор и тому подобные фокусы. В данном случае представление не должно брать вверх над функциональностью.
  • Связывающей различные информационные блоки вместе. Пользователь с помощью навигации должен иметь возможность выделять логические блоки информации.
  • Стабильной. Если навигационное меню на одной странице выглядит так-то и расположено в таком-то месте на странице, то точно такое же меню следует ожидать и на других страницах портала.

Разумеется, каждое интранет-решение уникально. Функционал может отличаться от отрасли, размера компании, пожеланий клиента. Но без пяти качеств, описанных выше, не будет хорошего интранета.